Полезные ресурсы

Полезно знать


Страницы

«С первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия» — писал Н. К. Метнер о начале Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова.
18 апреля с воспитанниками 5-7 лет было проведено мероприятие (в рамках 150-летия С.В.Рахманинова) «Колокола и колокольный звон в творчестве С.В.Рахманинова»…. Дети послушали звон колоколов, представили образы, послушали рассказ педагога о колоколах.

Колокола и колокольный звон занимают особое место в творчестве С.В. Рахманинова. С первого до последнего сочинения «колокольность» присутствует в различных музыкальных вариантах. Колокольный звон становится сквозным образом стиля композитора. Множество исследований посвящено именно «колокольности» у Рахманинова — как главному национальному символу русского народа и души России. В музыке Рахманинова колокола живут своей жизнью, они выступают в роли основного действующего лица во многих сочинениях, олицетворяя самого композитора:

Второй концерт для фортепиано с оркестром
Симфоническая поэма «Колокола»
Первая сюита для двух фортепиано
Симфония №3
Прелюдия H-dur соч. 32
Этюд-картина D-dur соч. 39

В своих воспоминаниях Сергей Васильевич писал: «Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора… Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты… У меня с ними всегда ассоциируется мысль о слезах».

Колокол используется в качестве национального символа и для русского человека издавна был голосом Родины, «символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства». Значение колокола в жизни любого народа велико, но в России эта особенность наиболее ярка. Звучание его тембра многозначно, широк спектр возможностей этого инструмента. Колокольным звучанием приветствовали победителей, без него не обходилось ни одно праздничное шествие. Вечевой колокол в Древней Руси сзывал народ, набат оповещал о появлении врагов, о пожаре или ином бедствии.

Исторически сложилось, что отечественные композиторы использовали колокольный звон в качестве богатейшего звукового материала. «Колокольность» встречается у А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова. Но особенно ярко «колокольность» зазвучала в творчестве С.В. Рахманинова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.